Выставка в школе акварели Сергея Андрияки

03.06.2011






















С 3 июня по 31 июля 2011 г. в Му­зей­но-выс­та­воч­ном комп­лек­се Шко­лы ак­ва­рели Сер­гея Анд­ри­яки прой­дет выс­тавка «Ярос­лав Зяб­лов и Ка­рэн Сар­ки­сов. Жи­вопись и скуль­пту­ра». В сос­та­ве экс­по­зиции про­из­ве­дения двух та­лант­ли­вых вы­пуск­ни­ков Рос­сий­ской ака­демии жи­вопи­си, ва­яния и зод­чест­ва Ильи Гла­зуно­ва: око­ло 50 по­лотен ху­дож­ни­ка-пей­за­жис­та Ярос­ла­ва Зяб­ло­ва и бо­лее 40 ра­бот скуль­пто­ра Ка­рэна Сар­ки­сова.

Есть ху­дож­ни­ки, чье твор­чест­во не нуж­да­ет­ся в ком­мента­ри­ях, оно на­ходит путь к серд­цам зри­телей без лиш­них слов. Один из них – Ярос­лав Зяб­лов, мо­лодой жи­вопи­сец, ра­бота­ющий в жан­ре пей­за­жа наст­ро­ения. Сек­рет ус­пе­ха ху­дож­ни­ка – ра­бота на пле­нэре. Пос­ле­дова­тель клас­си­чес­ко­го ре­алис­ти­чес­ко­го ис­кусс­тва, он тон­ко восп­ри­нима­ет на­туру, его об­ра­зы всег­да жи­вые и уз­на­ва­емые. Ху­дож­ник стре­мит­ся пе­редать свои чувс­тва и эмо­ции, сос­то­яние ду­ши, а не толь­ко изоб­ра­зить уви­ден­ное. Его жи­вопись (а все ра­боты, предс­тав­ленные на выс­тавке, вы­пол­не­ны мас­лом) све­жа как креп­кое яб­ло­ко, толь­ко что сор­ванное с де­рева, как крас­ная ря­бина в бе­лом сне­гу, как зим­ний лес.

Ярос­ла­ва Зяб­ло­ва ред­ко мож­но зас­тать в Моск­ве. Он мно­го пу­тешест­ву­ет по Рос­сии и за гра­ницей, по древ­ним го­родам и мо­нас­ты­рям, кра­сивей­шим мес­там Зем­ли. И из каж­до­го пу­тешест­вия при­возит мас­су этю­дов и за­рисо­вок. Из­люблен­ная те­ма твор­чест­ва ху­дож­ни­ка – сред­не­русс­кий пей­заж. Мес­та, зна­комые с детс­тва, на­пол­ненные вос­по­мина­ни­ями, по­нят­ные и близ­кие, пле­ня­ющие тро­гатель­ным оба­янием и уютом род­ные угол­ки. Их не вы­тес­нят и са­мые тор­жест­вен­ные гор­ные и тро­пичес­кие ви­ды.

Лю­бовь и чут­кость, бе­реж­ная прос­то­та изоб­ра­жения при­роды род­нит его твор­чест­во с твор­чест­вом Ле­вита­на. Ярос­лав Зяб­лов по-сво­ему ви­дит уми­рот­во­рен­но-пус­тынное зим­нее ут­ро в Ко­ломенс­ком, на дру­гом его холс­те зри­тель ощу­ща­ет, как под­ни­ма­ет­ся над во­дой пар. Зри­телю пред­ла­га­ет­ся по-но­вому взгля­нуть на обы­ден­ные ве­щи – уго­лок яб­ло­нево­го са­да, ут­ренний ту­ман над ре­кой, осен­ний лес, мо­лодые бе­рез­ки.

Пей­за­жи ху­дож­ни­ка прос­ты и, в то же вре­мя, по­этич­ны. Он на­ходит свою пре­лесть в каж­дом вре­мени го­да. На его по­лот­нах иск­рит­ся снег, иг­ра­ет солн­це на гла­ди теп­лой ре­ки или на до­рож­ках опав­ших листьев, неж­но зе­лене­ет пер­вая тра­ва. И лишь ху­дож­ни­ку из­вестен сек­рет то­го, по­чему зри­тель, стоя у кар­ти­ны, ося­за­емо чувс­тву­ет иск­рен­не-све­жее ды­хание вес­ны или с го­ловой пог­ру­жа­ет­ся в аро­маты жар­ко­го ле­та.

Ярос­лав Зяб­лов – ху­дож­ник с вы­ражен­ным и уз­на­ва­емым ав­торс­ким сти­лем, по­лучив­шим вы­сокую оцен­ку спе­ци­алис­тов, вост­ре­бован­ный сре­ди лю­бите­лей и кол­лекци­оне­ров в Рос­сии и за ру­бежом.

Ка­рэн Сар­ки­сов – яр­кий предс­та­витель сов­ре­мен­но­го ре­алис­ти­чес­ко­го нап­равле­ния в скуль­пту­ре. Его ин­те­ресу­ет лич­ность че­лове­ка, по­это­му у не­го так мно­го порт­ре­тов как сов­ре­мен­ни­ков, так и вы­да­ющих­ся ис­то­ричес­ких лич­ностей, му­зыкан­тов, ху­дож­ни­ков, ар­тистов, уче­ных, ре­жис­се­ров. Скуль­пту­ра для не­го – прек­расный спо­соб вы­разить се­бя, най­ти но­вые ин­те­рес­ные трак­товки в ком­по­зиции и порт­ре­те, пе­редать наст­ро­ение.

По­сети­телей выс­тавки не ос­та­вят рав­но­душ­ны­ми скуль­птур­ные ком­по­зиции «Ми­келанд­же­ло», «Дон Ки­хот», «Ньютон», «Ба­рон Мюн­ха­узен». Не ос­та­нут­ся без вни­мания и порт­ре­ты сов­ре­мен­ни­ков: Вла­дими­ра Вы­соц­ко­го, Вик­то­ра Цоя, Фрун­зи­ка Мкртчя­на.

Лю­бой ху­дож­ник для изоб­ра­жения вы­бира­ет то, что ему бли­же и до­роже. Ка­рэн очень му­зыка­лен, прек­расно по­ет и иг­ра­ет на му­зыкаль­ных инс­тру­мен­тах. Ему близ­ка му­зыка, по­это­му по­нят­но его же­лание соз­да­вать об­ра­зы ве­ликих ком­по­зито­ров и му­зыкан­тов. Сре­ди его скуль­птур есть Мо­царт, си­дящий у сво­его лю­бимо­го кла­веси­на с бо­калом пун­ша в ру­ке и со­чиня­ющий оче­ред­ную прек­расную ме­лодию. Его ру­ка вот-вот кос­нётся кла­виш, и проз­ву­чит та но­та, ко­торая уже есть в его ге­ни­аль­ном соз­на­нии. Ве­ликий ком­по­зитор изоб­ра­жён в мо­мент твор­чест­ва, ког­да всё вто­рос­те­пен­ное от­хо­дит на вто­рой план.

Гос­тям выс­тавки, не­сом­ненно, за­пом­нится скуль­птур­ный бюст «Порт­рет ма­тери». Рань­ше, в эпо­ху Воз­рожде­ния, эту жен­щи­ну мож­но бы­ло бы встре­тить во двор­цах и са­дах Ве­неции. Есть в этом об­ра­зе не­кото­рая при­под­ня­тость над буд­ничной ре­аль­ностью жиз­ни, мо­мент воз­вы­шен­но­го, что и де­ла­ет его осо­бен­ным сре­ди дру­гих порт­ре­тов. Вид­но, что ав­тор гор­дится сво­ей мо­делью. Спо­кой­ное кра­сивое ли­цо, под­ня­тая бровь и нем­но­го иро­нич­ный взгляд – порт­рет сде­лан бе­реж­но и с лю­бовью. Ух­ва­чено не толь­ко внеш­нее сходс­тво, но и слож­ный внут­ренний мир силь­ной лич­ности.

Скуль­птор с хо­рошим чувс­твом юмо­ра смот­рит на мир – подт­вер­жде­ние то­му его ком­по­зиции. Од­на из них – «Иса­ак Ньютон». Ве­ликий анг­лий­ский уче­ный си­дит на по­ловин­ке зем­но­го ша­ра в одеж­де и па­рике сво­ей эпо­хи. Он по­казан в мо­мент не­ожи­дан­но­го отк­ры­тия ис­ти­ны: рот отк­рыт от удив­ле­ния, бро­ви под­ня­ты, ру­ки раз­ве­дены в изум­ле­нии. На го­лове прек­расное ук­ра­шение – яб­ло­ко, так удач­но упав­шее на не­го с дре­ва, поз­во­лив отк­рыть за­кон все­мир­но­го тя­готе­ния.

Не мо­жет не прив­лечь вни­мания и ком­по­зиция «Мюн­ха­узен». Этот об­раз, при­шед­ший к нам из детс­тва, ос­та­ет­ся с на­ми нав­сегда. Вот он ле­тит на яд­ре, ре­али­зуя оче­ред­ную свою меч­ту! Все в по­лете: его ко­са, шпа­га, раз­ве­ва­ющиеся по­лы одеж­ды, шля­па, при­дер­жи­ва­емая ру­кой, его са­пог, ка­са­ющий­ся кры­ши – все в пос­то­ян­ном дви­жении. Скуль­пту­ра бу­дит во­об­ра­жение, мысль, фан­та­зию, поз­во­ля­ет под­нять­ся пов­седнев­ностью и по­меч­тать.

Ес­ли вни­матель­но прис­мотреть­ся к ра­ботам Ка­рэна Сар­ки­сова, то неп­ре­мен­но уви­дишь в них се­бя или сво­их зна­комых. Ведь скуль­пту­ра – это обоб­ще­ние. В каж­дом че­лове­ке есть что-то от Дон Ки­хота и Мюн­ха­узе­на, Мо­цар­та и Ньюто­на. На выс­тавке предс­тав­ле­ны как мо­нумен­таль­ные скуль­птур­ные ра­боты, так и про­из­ве­дения сред­них и ма­лых форм, вы­пол­ненные в брон­зе, гип­се, де­реве и плас­ти­ке.

Твор­чест­во Ярос­ла­ва Зяб­ло­ва и Ка­рэна Сар­ки­сова – это гло­ток чис­то­го воз­ду­ха в душ­ной ат­мосфе­ре то­го, что се­год­ня на­зыва­ют ис­кусс­твом. Их ра­боты воз­вы­ша­ют, воз­но­сят чувс­тва и мыс­ли к ду­хов­ным ма­тери­ям. И зри­тели вер­нутся с выс­тавки нем­но­го дру­гими, с но­выми впе­чат­ле­ни­ями, мыс­ля­ми и меч­та­ми.

Source: Школа Акварели Сергея Андрияки